Накануне зимы Украина и Россия развернули масштабную энергетическую войну, обмениваясь ударами по ключевым объектам нефтегазового комплекса. Как сообщает The Washington Post, если раньше преимущественно российская сторона атаковала украинскую энергоинфраструктуру, то теперь Киев активно наносит ответные удары по российским нефтеперерабатывающим заводам.
В четверг украинские беспилотники атаковали нефтеперерабатывающий завод и нефтехимический комплекс "Газпром нефтехим Салават" в Башкортостане. По данным Службы безопасности Украины, дроны попали в центральную часть предприятия, где вспыхнул "сильный пожар". В тот же день спецподразделения ВСУ сообщили об ударе по одному из крупнейших НПЗ в Волгограде, в результате чего завод приостановил работу.
В субботу очередными целями стали нефтеперерабатывающие заводы в Саратове и Новокуйбышевске. Атаки подтвердило российское минобороны и региональные власти, местные жители сообщали о взрывах и пожарах.
Россия усиливает давление на украинскую газовую систему
В ответ российские силы, вооруженные огромным количеством дронов, интенсифицировали обстрелы украинских объектов энергетики. Особую тревогу вызывает целенаправленное поражение газовой инфраструктуры — основы системы отопления страны.
"Каждый день они атакуют наши объекты — вопрос в том, какие именно объекты и какого масштаба наносят ущерб", — отметил Максим Тимченко, генеральный директор ДТЭК, крупнейшей частной энергетической компании Украины.
По его словам, критической может стать ситуация с массированными атаками: "Если россияне смогут запустить 600, 700, 800 дронов, тогда никто ничего гарантировать не может".
Эффективность украинских ударов
Президент Владимир Зеленский в вечернем обращении 14 сентября подчеркнул важность атак по российской нефтяной инфраструктуре: "Самые эффективные санкции — те, что действуют быстрее всего — это пожары на российских нефтеперерабатывающих заводах, терминалах, нефтебазах".
"Существенно ограничить российскую нефтяную отрасль — значит существенно ограничить войну", — добавил глава государства.
По сообщениям Reuters со ссылкой на представителей российской нефтяной отрасли, монополист "Транснефть" предупредил производителей о возможном сокращении добычи из-за атак. Однако компания официально это опровергла.
Михаил Гончар, президент Центра глобальных исследований "Стратегия XXI", отмечает рост цен на российский бензин более чем на 20% по сравнению с прошлым годом: "Мы видим возникновение топливного кризиса в России, и он не прекращается".
Вызовы для Украины перед зимой
Наиболее уязвимой частью украинской энергосистемы остается газовая инфраструктура, отмечает Виктория Войцицкая, бывший секретарь энергетического комитета Верховной Рады. Газовая система состоит из добычи, переработки, хранения и распределения, и все эти этапы рассредоточены по территории страны.
"Если ударить по газораспределительным объектам, а россияне умели это делать раньше, то дефицит газа, его отключение может легко затронуть города, поселки, села", — пояснила эксперт.
В Киеве назвали лидеров по зарплатам: кто получает больше всего, а кому не доплачивают
Удары на 3000 километров: действительно ли ракета "Фламинго" способна переломить ход войны
Минцифра отреагировала на массовый "слив" данных украинцев из "Дии"
В метро пустят не всех: в Киеве жёстко ограничили пассажиров
Сергей Корецкий, генеральный директор "Нафтогаза", сообщил, что с февраля российские атаки уничтожили 42% ежедневной газодобычи за двухмесячный период. Летом "нефтепереработка была полностью уничтожена".
По его словам, Украина подписала контракты, которые будут покрывать около 95% потребностей страны в газе после запуска централизованного отопления 1 ноября. "Нафтогаз" выделил 1 миллиард долларов собственных средств, а Европейский банк реконструкции и развития, норвежское правительство и другие институты предоставили 1,5 миллиарда долларов внешнего финансирования.
Однако эксперты предостерегают: если зима окажется суровой, этих запасов может не хватить.
Ранее Зеленский объяснил, почему Россия продолжает атаковать гражданских.