Президент Ирана Масуд Пезешкиан 30 марта отверг предложение прямых переговоров с Вашингтоном по ядерной программе страны. Речь идет об инициативе президента США Дональда Трампа, озвученной в его письме в начале месяца. В то же время Пезешкиан заявил, что возможность непрямых контактов остается открытой, однако США «должны доказать, что заслуживают доверия».

Иранский президент подчеркнул, что Тегеран никогда не избегал переговоров, но напомнил о нарушении США своих обязательств, в частности, одностороннем выходе из ядерного соглашения в 2018 году во время первого срока Трампа.

Отказ от прямых переговоров стал первым официальным ответом Ирана на письмо президента США верховному лидеру страны Али Хаменеи. В послании говорилось о необходимости заключения нового ядерного соглашения в течение двух месяцев, однако непонятно, с какого момента следует отсчитывать этот срок.

«Наш сигнал Ирану: давайте сядем и посмотрим, сможем ли мы через диалог, через дипломатию достичь нужного места», — заявлял Трамп.

Ядерная программа Ирана
Ядерная программа Ирана

Ядерное соглашение 2015 года, которое подписали США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай и которое было утверждено резолюцией Совета Безопасности ООН, предусматривало ограничение ядерной программы Ирана в обмен на ослабление санкций. Однако Трамп вывел США из соглашения, ссылаясь на разведданные о развитии иранской ядерной программы. После этого все непрямые переговоры между Вашингтоном и Тегераном не дали результатов.

Со времени президентства Джо Байдена Иран существенно продвинулся в реализации своей ядерной программы. В конце декабря 2023 года МАГАТЭ сообщило, что страна нарастила производство обогащенного до 60% урана, хотя для создания ядерного оружия необходим уровень в 90% и выше.

В то же время Иран пытается добиться снятия санкций и возобновил переговоры со странами Евросоюза по своей ядерной программе.

Также напомним, Иранский риал обвалился до исторического минимума на фоне санкций Трампа.