Планируемые в России расходы на войну в 2025 году могут достигать, с учетом закрытых статей, более 70% бюджета. Это огромные деньги. И главный вопрос: где РФ их будет брать?

Об этом в эфире телеканала FREEДОМ сказал кандидат экономических наук, главный консультант Национального института стратегических исследований Иван Ус.

"Россия, безусловно, имеет определенные сбережения в так называемом Фонде национального благосостояния, который помогал стране проходить почти три года полномасштабной войны, но он тоже не вечен. И это тоже надо понимать. И сейчас уже не только оппозиционные, назовем их так, российские экономисты, но даже Центральный банк России аккуратно дает сигналы о том, что он не исключает, как было сказано в заявлении Центрального банка, обнуления Фонда национального благосостояния. То есть те сбережения, которые есть у государства, могут исчезнуть", — пояснил он.

Еще один источник средств на войну, главный, — нефтяные доходы. Нефть остается основой российской экономики. В 2025 году 27% ожидаемых поступлений в российский бюджет, по словам гостя эфира, составят нефтяные доходы. Оправдаются ли российские ожидания относительно них, зависит, как отмечает Ус, от выполнения новоизбранным президентом Дональдом Трампом своих обещаний после инаугурации 20 января. Он напомнил: одно из этих обещаний – увеличение добычи нефти в США. Из оцепления Трампа уже звучали данные об увеличении добычи на 3 млн баррелей в день.

"Ежедневно в мире добывается 81 млн баррелей. И здесь — 3 млн в день, которые США пока планируют добывать. Это существенная цифра. Плюс еще ожидаются действия Саудовской Аравии по увеличению добычи. Плюс я не исключаю действия, направленные администрацией приходящего Трампа, которая приходит, в отношении стран, которые могли бы увеличивать добычу нефти. Имею в виду прежде всего Венесуэлу. Мы понимаем, что это самая большая по запасам нефти страна в мире. Я не исключаю, что Трамп может способствовать революции в этой стране и соответственно возвращению ее в игру. К чему это приведет? К тому, что цены резко сократятся. И здесь главное – ответ на вопрос, откуда берет Россия деньги. Она их берет в основном из экспорта своей нефти… Я напомню, что в бюджете России на 2025 год заложена цифра в 70 долл. за баррель. А если цены упадут… Я думаю, цена может быть ниже 50, а то и 40 долл. за баррель", - отметил Ус.

Что касается ненефтегазового сектора, то от него, по мнению экономиста, нельзя ожидать значительных доходов в условиях высокой учетной ставки и "с чувством постоянного роста учетной ставки". Ведь для того чтобы развиваться, предприятиям нужны кредитные деньги, которые в России становятся все дороже.

"Если вы недополучаете по нефти, как мы это ожидаем сейчас, если вы недополучаете пополнение по ненефтегазовой сфере, как это также очевидно, то вопрос: откуда будут деньги. Я не исключаю, что 2025 год, по крайней мере, вторая половина года, может для России ознаменоваться не просто каким-то серьезным крахом… Об этом, кстати, тоже пишет российская пресса. Если мы вспомним начало второй половины 2024 года, тогда говорили о стагфляции. В декабре, последнем месяце 2024 года, который заканчивается, появилось слово "рецессия". А от рецессии до депрессии - один шаг. Этот шаг вполне может наступить в этом [2025] году", - заявил Иван Ус.