Целенаправленное сосредоточение Владимира Путина на достижении полной победы над Украиной отодвинуло другие внешнеполитические цели России на второй план и стоило ей одного из самых больших внешнеполитических успехов. Падение режима Асада сводит на нет претензии России на роль гаранта стабильности режимов в странах-союзниках. Пока война в Украине продолжается, Россия не сможет обеспечивать безопасность за границей.
С самого начала участие России в Сирии было связано с Украиной. Москва воспринимала "Арабскую весну" 2010-х годов как продолжение протестов на Майдане в Киеве и "цветных революций", которые вспыхнули в постсоветских странах десять лет назад — все эти события Путин рассматривал как репетиции возможной попытки свержения его собственного режима, отмечает Александр Баунов, старший научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии в статье для Foreign Affairs, передает ZN.UA.
"Отказ России от режима Асада, чтобы направить больше ресурсов на борьбу против Украины, ярко иллюстрирует, что Путин готов пожертвовать всем ради полной победы в войне. Хотя Путин пытается изображать себя реалистом, он поглощен Украиной, исключая почти все другие внешнеполитические императивы", — считает автор.
Освещение сирийской интервенции помогло сформировать ожидания относительно "специальной военной операции" в Украине как скорой победы "где-то далеко", быстрого повода для гордости, не требующей особых общественных жертв или привлечения непрофессиональных солдат. Когда вторжение не явилось немедленным успехом, отдаленные успехи в Сирии стали неприятным контрастом к мрачной реальности войны в Украине, пишет Баунов.
Сосредоточенность России на войне в Украине поможет Путину и россиянам вообще игнорировать неудобные вопросы по Сирии, например, что произошло с деньгами и ресурсами, которые Россия вложила в эту страну, или почему российские спецслужбы, которые сейчас фактически управляют страной, неоднократно были увлечены неожиданно: готовностью Украины сопротивляться, мятежам предводителя ЧВК "Вагнер" Пригожина в июне 2023 года, вторжением Украины в Курскую область, а теперь и быстрым падением режима Асада.
В то же время, по мнению автора, решение Путина отдать приоритет Украине не следует путать с полным отказом России от амбиций вне своего ближайшего окружения. Утрата Сирии, скорее, просто повысила ставки в войне в Украине.