Если до войны только на собственные средства в экономической и операционной деятельности рассчитывали 10% малого и среднего бизнеса, то теперь этот показатель вырос до 30%.
Об этом на презентации исследования "Устойчивость украинского бизнеса во время полномасштабного вторжения", состоявшейся в Укринформе , сообщил доцент КНЭУ им. Вадима Гетьмана, кандидат экономических наук Владислав Лавренюк.
По его словам, на фоне полномасштабного вторжения РФ в Украину произошли существенные изменения в использовании отечественными бизнесами финансовых инструментов, а значит, значительно изменились стратегии финансирования и выживания предприятий.
"До полномасштабного вторжения подавляющая часть предприятий использовала банковские кредиты (31%) и лизинг (23%), что свидетельствует об активном привлечении внешнего финансирования для обеспечения бизнес-деятельности. В то же время, только собственные средства использовали только 10% опрошенных, что подчеркивает зависимость бизнеса от внешних источников финансирования. Теперь финансовые стратегии бизнеса изменились – уже 30% опрошенных используют исключительно собственные деньги", - детализировал исследователь.
При этом большинство респондентов, по его словам, склонны к использованию в будущем донорских средств. О таких ожиданиях сообщили 59% опрошенных. В то же время гипотеза о существенном влиянии войны на отношения бизнеса с банками, по данным исследования, не подтвердилась.
"Большинство предприятий - 81% - не почувствовали значительных изменений в своих отношениях с банковскими учреждениями. Считаем, что такие результаты являются признаком устойчивости банковской системы и ее бесперебойного функционирования в начале полномасштабного вторжения и в дальнейшем. В то же время, как показал опрос, 7% респондентов отрицательных и 3% - нейтральных изменений. Показатели действительно незначительны, что свидетельствует об ограниченном влиянии военных действий на отношения бизнеса и банков", – рассказал ученый.
Респонденты, оценившие такое сотрудничество негативно, преимущественно жаловались на усложнение условий кредитования и безосновательные, по их мнению, отказы в предоставлении ссудных средств. При этом, по словам Лавренюка, по сравнению с предыдущими военными годами сейчас таких отказов стало меньше.